КАЗАК М.С. КРАСНОВ ПЛЕННИК ЗА СЛУЖБУ ЧИЛИ



ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ








Предыдущее повествование показывает, что впечат- ления Михаила о своём детстве имеют большое сходство с воспоминаниями любого другого мальчишки его поко- ления. «Пичангас» (дворовый футбол) с соседскими дру- зьями - ведь немногочисленное транспортное движение тех времен позволяло играть на улицах. Позднее пришла страсть к мотоциклам, которые, в любом случае, были не- досягаемой мечтой как его самого, так и его сверстников. Более тяжело было осознавать и ту реальную действи- тельность, что материнского заработка не хватало даже на покупку велосипеда, хотя некоторые из друзей его уже имели.

Михаил по-доброму завидовал своим товарищам, имев- шим отца. Но мать делала все, чтобы семья жила нормаль- ной жизнью. Он хорошо помнит о её усилиях и стараниях в поисках хороших подарков на Рождество и ко дню рожде- ния, на которые откладывалась часть не очень большого семейного дохода.

Обобщая свои воспоминания, Михаил говорит, что был обычным и счастливым мальчишкой, хотя и с нуждами и проблемами, соответствовавшими социально-экономиче- скому уровню своей среды.

Учился он в государственных общеобразовательных школах. Начальное образование получил в школе «Респу- блика Аргентина» (на ул. Викунья Макенна - между про- спектом Матта и ул. 10 Июня). По тогдашним нормам начальный образовательный уровень имел шесть «подго- товительных» классов, но наиболее успевающие ученики могли «перескочить» с 5–го класса на 1-й гуманитарный (среднее образование). Получилось это и у Михаила, так как он был учеником с отличной успеваемостью. Он рас- сказывает, что это была очень хорошая школа и хранит о ней наилучшие воспоминания.

Свой следующий учебный этап Михаил прошел в Ли- цее № 8, который до сих пор носит тогдашнее имя «Арту- ро Алекссандри Пальма». Сейчас этот лицей расположен в другом месте, так как уже в те времена это было старое здание на улице Викунья Макенна. Необходимость и сроч- ность переведения этого учебного заведения в более хоро- шее помещение, спровоцировали учеников и студентов тех лет к захвату и оккупации лицея – акция, в которой Миха- ил принял участие с большим энтузиазмом. Но только до того момента, пока мать не увела его домой, к его стыду оттянув за ухо на глазах у всех его соратников по «борьбе».

Михаил успешно обучался в этом лицее с 1-го по 3-й год гуманитарного образования, был хорошим учеником, хотя и не отличником. Он вспоминает, что единственным пред- метом, где он испытывал некоторые трудности, была ра- бота с инструментами и поделками (уроки труда). Судя по симпатии и благодарности, с которой Михаил упоминает своих учителей – господина Лерманда, госпожу Риверос, господина Серда и др., можно предположить, что образова- ние тех лет было лучше, чем сегодня – сейчас учебной про- граммой недовольны как ученики, так и учителя.

В общих чертах, как мы уже сказали в начале этой гла- вы, детство и юношество Михаила очень похоже на детство любого другого мальчишки своей среды. Основы воспита- ния и привычки – простые и очень даже наши. Сын и внук казаков с легкостью адаптировался в своей новой жизни как чилиец среди таких же чилийцев.

С начальной части и до сих пор, развитие событий, ка- жется, претерпело поворот на 180 градусов.

Между тем, наследственные традиции не затухают так легко. Это как хорошие дрова в домашнем очаге, горячие угли которых сохраняются долгое время, прикрытые пе- плом.
Каким образом демонстрируется эта традиция в случае с нашим героем?

В первую очередь, его религиозной верой. Михаил вспо- минает свои детские эмоции и воодушевление перед цере- монностью обрядов Русской православной церкви, на ко- торых он присутствовал по воскресеньям вместе со своей матерью и бабушкой. Кроме того, его участие не ограничи- валось простым присутствием - с 7-ми лет до 16-ти он был чтецом, чем особенно гордился.

Другим примером сохранения твердых семейных тра- диций являются человеческие ценности, преподанные в домашнем кругу этому юноше, казалось бы оторванному от  своих корней и перенесенному на другой край света. Михаил помнит постоянное внимание, уделявшееся его матерью и бабушкой формированию четких основ его ми- ровоззрения. Считаю важным процитировать его дослов-но: «Особое внимание в моем воспитании уделялось прин- ципиальным жизненным ценностям, каковыми являются честь, смелость, достоинство, уважение и хорошее поведе- ние». Это последнее качество, по его словам, не совсем про- являлось в его характере в детстве и юношестве.

Что знает Михаил на этом этапе своей жизни о трагедии своих родных?

Всё. Его бабушка с детства рассказывала ему об истории Красновых, революции в России, эмиграции его семьи во Францию, о Второй мировой войне и трагедии Лиенца.

Между тем, среди тех ценностей и качеств, которые Ми- хаил впитал как результат своего воспитания, не было ме- ста и,более того, были полностью исключены ненависть и любые подобные отрицательные чувства. Важно уделить этому внимание, так как в последующем появятся лица, жаждущие обвинения и пытающиеся приписать ему чув- ство мести, как результат истории его семьи.

Это абсолютно фальшивое утверждение. Совершенно очевидно, что воспитание, полученное Михаилом в своём доме, соответствует христианской семье с очень глубоки- ми традициями. Ранее мы указали на радикальные измене- ния, которые претерпела их жизнь, но речь шла об измене- ниях в чисто внешних аспектах. (Ничто нам не указывает на то, что Красновы, эмигрировавшие в Чили, были подоб- ны некоторым снискавшим дурную славу эмигрантам, мо- тивированным только собственными экономическими ин- тересами и не имевшим прочных моральных принципов).

И как мы уже сказали – менее всего семья хотела воспи- тывать ребенка в атмосфере мстительности! Значение фа- милии Краснов в его семье не воспринималось как приви- легия и не являлось мотивом для постоянной личной боли, а наоборот – служило требованием к высокой моральной ответственности.

С другой стороны, усвоенные им человеческие ценно- сти соответствовали существовавшим в чилийском обще- стве тех времен и, без сомнения, стимулировали его более легкую интеграцию в том мире, где ему предстояло жить.

Теперь познакомимся поближе с двумя женщинами, ко- торые сыграли важную роль в формировании этого буду- щего офицера чилийской Армии.

Между ними имело место существенное различие. Мать Михаила – Дина, работала для содержания семьи и потому мало времени находилась дома.
С другой стороны, со временем она снова вышла замуж, но это новое замужество не было счастливым и через не- сколько лет закончилось разводом. Этот этап жизни ска- зался на снижении её влияния на сына.

Потому более весомое значение в воспитании Михаила имела Мария, его бабушка по матери.

Восприятие прошлого двумя женщинами было абсолют- но противоположным. Дина Марченко никогда не затраги- вала этой темы. Можно было подумать, что она похорони- ла её навсегда. Казалось, что она жила без воспоминаний, сегодняшним днем, а, скорее всего, будущим, прежде все- го, заботясь о своём сыне. Её моральная сила была также велика, как и роль в хозяйственных делах. Её целью было сделать из Михаила настоящего мужчину, уравновешенно- го и ответственного, чтобы его жизнь была как можно бо- лее серьезной и значимой. Для этого надо было покончить с видениями прошлого, чтобы ни одно из них не смогло на- бросить тень боли на судьбу и будущее сына. Поэтому она волевым решением стерла их из своей собственной памя- ти. Или, по крайней мере, старалась показать это внешне.

И наоборот – бабушка сохраняла глубокую память, охва- тывающую не только периоды революции и последующей эмиграции, но и воспоминания о своей юности во времена старой России. Уже исчезнувший мир, но ещё живой в па- мяти тех, кому он был знаком. Мария Иосифовна не устава- ла оживлять атмосферу тех времен в своих впечатляющих рассказах ошеломленно слушающему внуку. Героические походы казаков и слава Красновых, знаменитых донских казачьих генералов и атаманов, историю своей собствен- ной семьи, находящейся в родстве с князьями Ачибекски- ми и её мужа Владимира Марченко - из потомственных ку- банских казаков.

Судя по следам, которые оставили её истории в памяти Михаила, можносказать, что бабушка владела настоящим талантом рассказчика. «Она была типичной старушкой- сказочницей», - рассказывает жена Михаила, которая хоро- шо её знала – престарелая сеньора дожила до 94-летнего возраста.

Без сомнения, она была оригинальной и привлекатель- ной личностью. Женщина высокой культуры, чувствитель- ная и простая в общении. Её внук помнит, как она плакала, слушая «Увертюру 1812 год» Чайковского. Эта мелодия, с воодушевлением прославляющая победу России над во- йсками Наполеона, заканчивается торжественными звука- ми российского императорского марша, который она слы- шала не раз в счастливые времена своей долгой жизни.

К тому же, её личность, как и сама её жизнь, могли быть темой для многочисленных отдельных историй.

В своей молодости, в России она училась балету и до конца своих дней сохранила красоту и гибкость.

Она была упорная курильщица и, по словам её внука, расходовала чуть ли не всего одну спичку в день для за- куривания первой сигареты. Остальные последовательно прикуривала от предыдущей.

Как настоящая казачка, была великолепна в верховой езде.

Падение Империи и восстание казаков против комму- нистического правительства, превратили жизнь Марии Шипановой (Марченко в замужестве) в цепь настоящих приключений. Наиболее значительное из них приходится на её участие в Ледяном Походе, незабываемом в истории кубанских казаков. Боевая бабушка Михаила приняла уча- стие в этом походе «не только как спутница своего мужа– как она сама уточняла, - а как боец с винтовкой в руках».

Снежные бури и бесконечные просторы России превра- тили эту экспедицию в поход смерти. Много казаков умер- ло от замерзания или претерпело ампутации конечностей после обморожений. Оба Марченко – муж и жена, дошли до конца живыми и здоровыми.

Много лет спустя после этих событий от имени казачьих организаций Зарубежья госпоже Марии Марченко вручили памятные медали знаменитого Ледяного Похода. Говорю о медалях, так как ей были вручены две – одна для нее, а дру- гая на имя её мужа, полковника Владимира Николаевича Марченко. Тот никогда так и не смог вырваться из СССР. Бу- дучи передан в руки Советов англичанами в 1945 году, он в последующем был отправлен в неизвестном направлениив Сибирь, в темные глубины ГУЛага.

Как очень хорошо помнит Михаил, дома бабушка Мария повесила на стене фотографию его деда, кубанского казака. В один из дней 1955 или 56 года, этот портрет неожиданно упал на пол, а когда его подняли, то убедились, что гвоздь, на котором он был подвешен, находится на своём месте и шнур тоже не оборвался. Его падение не имело каких-ли- бо вразумительных причин. Но через несколько лет после случившегося, они узнали от казаков, которым удалось вы- ехать из СССР во время хрущевской «оттепели» благодаря наличию иностранного подданства, чтоВладимир Марчен- ко давно нет в живых - в ГУЛаге. [Прим. ред. - Примерную дату его смерти удалось установить сравнительно недавно– по имеющимся сведениям, это произошло в 1946 году в лагере в Кемеровской области.]

Возвращаясь к бабушке, Марии Марченко – она умела помнить, но жила не только прошлым. Наоборот – значи- тельное влияние, которое она оказывала на своего внука, показывает, что она всегда была очень внимательна к на- стоящему и всегда принимала участие в жизни своих род- ных, даже в самых мелких её деталях. Михаил называл её по-русски «Бабушка» или «Бабуля» - слово, которое сосед- ские друзья произносили на свой лад как «сеньора Були» и, встретившись с ней на улице, следовали за ней, так как она всегда имела в своих карманах для них карамельки.

Это нормально, что в жизни каждого из нас есть какая- либо личность, оставившая особый след в наших сердцах. Кто-то по своему характеру, по своей совместимости с на- шими индивидуальными качествами или по какой-либо другой причине, всегда оставляет наиболее глубокий след в нашем формировании. Для Михаила Краснова этим чело- веком была его бабушка Мария Марченко.

Легко догадаться, какое значение для нее имел внук Михаил – как для женщины, уже потерявшей всех в своей жизни. Видеть его взросление, приближение к совершен- нолетию, приобщение к ценностям и принципам её семьи – все это позволило ей увидеть в нем воскрешение её поте- рянного мира. Мигель был для нее гордостью и наполнял её жизнь новым смыслом.