КАЗАК М.С. КРАСНОВ ПЛЕННИК ЗА СЛУЖБУ ЧИЛИ


ВЕРНОСТЬ


Мы подошли к концу нашего повествования, но жизнь его героя продолжается и остается открытой для будущего. Михаил предпочитает особенно не высказываться по этой теме, но иногда говорит, что будет находиться в тюрьме не то время, которое определят судьи, а столько, сколько за- хочет Бог.В этом есть бесспорная истина. В завтрашнем дне не может быть уверен никто, даже судьи, запершие в тюрь- му невиновного человека. Потому, по мере возможности, Михаил Семёнович старается прожить максимально полно каждый предоставленный ему в настоящем момент.

Заканчивая эти страницы, я выбрала одно событие, ко- торое хотя и принадлежит к прошлому, но все же спроеци-ровалось на будущее, так как, не исключено, могло стать поворотным в жизни нашего офицера.

В 2000 году в Чили прибыл господин Владимир Чхик- вадзе, в качестве нового посла Российской Федерации. Приступив к своим служебным обязанностям, вскоре он пригласил Михаила Краснова и его жену на обед. Кроме него были приглашены представители дипломатического корпуса, их жёны и другие лица.

Я попросила Михаила припомнить все детали произо- шедшего тогда разговора, для того чтобы пересказать его здесь с наибольшей точностью.
Прежде чем сесть за стол, посол произнес эмоциональ- ную речь, сначала по-русски, а потом на чистейшем испан- ском языке, в которой, в частности сказал, обращаясь к Ми- хаилу Семёновичу:

- Господин генерал – начал он [Прим. ред. - посол, види- мо, хотел польстить Михаилу Семёновичу, ибо ни в Чили, ни в России бригадир к генералитету не относился], - по- сле того, как я получил новое назначение в Чили, мне при- шлось принимать в Москве казаков из разных регионов. Все они просили меня передать Вам и Вашей уважаемой се- мье поклон и наилучшие пожелания. Кроме того, я должен сообщить Вам об особом интересе моей страны по оказа- нию Вам помощи и поддержки, которая будет необходима для разрешениялюбой проблемы, влияющей на Ваше ны- нешнее положение.

Как известно – продолжил посол, обращаясь к осталь- ным присутствующим, - казаки народ серьезный и по этой причине, господин генерал, можете полностью распола- гать мною, так как мне будет трудно вернуться в Россию в случае, если я не выполню данного Вашим соотечествен- никам обещания.

Михаил Семёнович поблагодарил посла за его благоже- лательные слова, а после обеда дипломат гостеприимно пригласил его в другой зал для частного разговора.

- Генерал Краснов – начал посол, - мне известно о дели- катной ситуации, которую Вы переживаете в этой стране в настоящий момент. Соображения, которые я высказывал только что, не являются только лишь проявлением хоро- шего тона. Я готов к их исполнению. Для этого, как первый

шаг в этом направлении, в течение следующей недели нам необходимо будет встретиться с Вами у меня в кабинете, для оформления Вашего российского гражданства, так как согласно законам нашей страны Вы можете стать россий- ским гражданином как зарубежный соотечественник. Это явится важным шагом, и я позабочусь, чтобы эта процеду- ра не заняла много времени.

- Господин посол – ответил Михаил взволнованно, - хочу выразить Вам мою глубокую признательность за Ваше рас- положение. Для меня будет большой гордостью официаль- но иметь гражданство моих родителей и предков, вместе с чилийским гражданством.

Реакцией посла было удивление, имевшее легкий отте- нок неприязни.

- Генерал, Вы претендуете на двойное гражданство? Наше законодательство не предусматривает такую воз- можность. Россиянин должен быть россиянином и точка!

Михаил Семёнович попытался разъяснить смысл своих слов.

- Господин посол, я истолковал Ваше любезное предло- жение, исходя из тех законных прав, которыми пользуются здесь многие чилийцы, потомки испанцев, немцев или ита- льянцев. Согласно чилийским законам, они имеют возмож- ность получить гражданство обоих стран.

- В России эта ситуация невозможна – настаивал дипло- мат, - одно из двух: или Вы российский гражданин, или нет.

- В таком случае – прямо сказал Михаил, - к сожалению, мы не можем продолжать разговор на эту тему. Как чело- век, как солдат чилийской Армии и, в особенности, как казак, я всегда старался сохранять последовательность в принятии решений и в поступках в течение моей жизни. Я не могу забыть, что эта страна заботливо приняла меня, вместе с моей матерью и бабушкой в чрезвычайно крити- ческий для нас момент. Как Вам хорошо известно, именно это позволило моей семье выжить и избежать целенаправ- ленного преследования. Можно сказать, что своим суще- ствованием я обязан Чили. Здесь прошли наиболее важные моменты моей жизни: мое детство, моя военная карьера, формирование моей семьи, мои дети и друзья – в принци- пе, все мое существование связано с этим местом.

Моя честь и принципы не позволяют отказаться от гражданства этой страны, которой я обязан всем. Я не могу выбросить за борт всё, связывающее меня с этой землёй, даже перед лицом существующих проблем. Кроме того, я испытываю гордость от того факта, что Бог позволил мне бороться за свободу и достоинство этого народа, в соот- ветствии с клятвой, данной перед флагом этой страны ка- детом и офицером.

Не могу не признать, что Ваше предложение затронуло меня до глубиныдуши. Всегда испытывал гордость от со- знания того, что в моих венах течет казачья кровь и что, в особенности, я имею честь нести эту фамилию – вот чув- ства, которые разделяет со мной вся моя семья. Более того – самой дорогой мечтой для меня является возможность когда-нибудь поехать в Россию, дай Бог – вместе со все- ми моими родными. Любовь, которую я чувствую к земле Красновых, её традициям и обычаям, охватывающие меня эмоции, когда слышу Императорский Гимн и вижу развева- ющийся трехцветный российский флаг – это те же чувства и эмоции, которые я испытываю, когда отдаю честь чилий- ским национальным символам.

Возможно ли какое-либо исключение в моей ситуации, которое позволит мне иметь полноправное гражданство обеих стран? Если так, то принимаю Ваше предложение немедленно.

- Это будет трудно, – откровенно ответил посол – И, что самое главное, Ваш ответ практически не позволяет вы- полнить моё обещание казакам, в смысле оказания Вам помощи в поиске разрешения определённых трудностей, которые Вы переживаете в Чили в настоящий момент.

На этом беседа закончилась. В последующем, хотя посол Чхиквадзе и Михаил Семёнович неоднократно встречались на различных общественных мероприятиях, они никогда больше не затрагивали эту тему.

С тех пор прошли годы и проблемы, которые в то время ещё только нависали тенью над жизнью бригадира Крас- нова, теперь затмили её до крайности, обернувшись тю- ремным заключением.

Упустил ли он в ходе этой беседы единственную воз- можность избежать поджидающего его несправедливого разворота в судьбе? Хотя на этот вопрос нет точного от- вета, возникающие сомнения не могли не охватить любого человека, даже абсолютно уверенного и хладнокровного.

Между тем, я никогда не слышала от него ни слова со- жаления по поводу принятого тогда решения. Скорее все- го, для него другое решение было бы просто невозможно. Если мы внимательно прочтём пересказ его беседы с по- слом, то увидим, что его ответ не был отказом от возмож- ности восстановиться в гражданстве его родителей. С чем он не согласился, так это с отказом от чилийского граждан- ства. И эта верность базируется как раз на казачьих прин- ципах, унаследованных им от старших. Нельзя вырвать из души ценности, передающиеся в крови из поколения в по- коление.

Если предположить, что ему снова представилась бы эта возможность, то, имея в виду горькую неблагодар- ность, которой мы заплатили ему за его службу – не будет ли он в свою очередь вправе отказаться от статуса, позво- ляющего ему называться чилийцем?

Лично я считаю, что да. Но, как я уже указывала – Ми- хаил Семёнович никогда не демонстрировал сожалений о принятом решении.

Наверное, нам все-таки не следует отвечать на этот во- прос. А то, что нам действительно следует сделать – это оценить бездну, существующую между этим его поведени- ем и непостоянством стольких чилийцев, безразлично смо- трящих на его разрушенную несправедливым приговором жизнь.

Михаил Краснов не был только лишь одним из многих военнослужащих его поколения, сражавшихся за нашу свободу, хотя принадлежность к этой когорте сама по себе очень почётна. Он не был и офицером, который в те годы занимался кабинетной работой.

Этот человек встречался лицом к лицу со смертью, про- тивостоял ей на улицах, чтобы освободить нас, освободить всю страну от постоянной угрозы терроризма.

Он имел возможность оценить тот смертельный риск, которому подвергался, и счесть его оплатой долга, кото- рый связывал его с Чили. Но он никогда не жил холодным расчётом, считая это недостойным своей фамилии. Поэто-му до сих пор он уверен, что его единство с приемной Роди- ной и её Армией остается неразрывным.

Во время редактирования этой книги, мы должны были обмениваться письмами (чтобы располагать большим вре- менем во время моих визитов в зону заключения). Зимой 2007 года, после двух с половиной лет жизни в тюрьме, Михаил Семёнович написал мне следующее: «Сохраняю глубокое чувство привязанности к Вооружённым Силам и их командным структурам. Разделяю армейские ценно- сти, исторические традиции Армии, и её значение в жизни страны. Никогда не признаю справедливой критику, кото- рая пытается опорочить сам институт Армии из-за еди- ничных фактов, которые, к несчастью, случаются в такого рода ситуациях. И с твердой уверенностью я повторяю, что горжусь тем, что имел привилегию носить её форму и по- святить всю мою энергию, мои убеждения и самые высо- кие идеалы моей военной карьере».

Нет сомнений, что Михаил Краснов большой идеалист. Так же верно и то, что современный мир не ценит это каче- ство, которое в другие эпохи было символом высочайшего духовного величия. Как мы уже видели, это тот самый мир, нормы и установки которого внедряются в Чили так назы- ваемыми коалиционными правительствами, состоящими из представителей левых партий. Достаточно посмотреть вокруг, выйти за пределы квадратной рамки телевизора, чтобы почувствовать проблемы, которые подавляют и уду- шают те страны, которые представляют нам как примеры для подражания: разрушение семьи, насилие, коррупция, высокий уровень самоубийств, наркомания… Можно не продолжать…

Несомненно, есть много людей, способных думать само- стоятельно, способных увидеть эти симптомы и понять, что человечество идет по недоброму пути.

В истории подобное происходит далеко не первый раз. И когда такое случалось, изменить курс были способны не массы, а сильные великие люди и верующее меньшинство. Так случилось во время падения Римской Империи и то же самое происходит сегодня, в период переживаемого нами падения Запада.

Поистине – лучше быть идеалистом в тюрьме, но в ладу с собственной совестью, чем человеком на свободе, но с рабской душой и уничтоженным внешним миром сознани- ем.

Поэтому я хотела показать на этих страницах образ цельного человека, способного хранить верность своим убеждениям – несмотря на несправедливость, неблагодар- ность и невзгоды. Тот, кто имеет такую силу всегда остает- ся свободным, даже находясь в самом строгом тюремном заключении.

В моменты смуты, когда отовсюду надвигается тьма, то, что нам больше всего необходимо – это именно такие ре- дуты совершенства, примеры собственного достоинства и веры в благородные жизненные ценности.